Уполномоченная совместно с ЦГП подготовили и представили Парламенту Рекомендации по изменению и дополнению положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в Республике Абхазии»

22.11.2018

1. В целях предоставления вида на жительство (далее – ВНЖ) лицам, которые родились и постоянно проживают в Республике Абхазия, но не могут претендовать на получение гражданства, следует исключить слова «Галского района» в п. 1.1. ч. 2 ст. 10 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Республике Абхазия» (далее – Закон). Необходимость такого изменения связана с тем, что в Республике Абхазия (не только в границах Галского района Абхазской АССР) постоянно проживает значительное количество лиц, родившихся в Абхазии, но имеющих гражданство иностранного государства.

При этом следует отграничить от этой категории лиц, тех, кому отказано в замене паспорта гражданина Республики Абхазия в силу «обнаружившегося нарушения» срока проживания, необходимого для признания гражданства, установленного п. «б» ст. 5 Закона «О гражданстве Республики Абхазия». Учитывая, что такая категория лиц ранее признавалась гражданами Республики Абхазия в соответствии с Законом «О гражданстве Республики Абхазия» от 5 января 1993 г., и постоянно проживает в Республике Абхазия, необходимо предусмотреть возможность восстановления гражданства. Неподтверждение абхазского гражданства лицам, постоянно проживающим в Абхазии, может привести к ситуации, когда определенное количество людей окажутся в статусе лиц без гражданства.

Некорректным в Законе является порядок исчисления срока постоянного проживания, необходимого для получения ВНЖ. Пункт 1.1. ч. 2 ст. 10 Закона предусматривает, что десятилетний срок проживания исчисляется с 12 октября 1999 года. Эта дата является фиксированной точкой отсчета, а не начальной точкой временно̀го промежутка, в течение которого лицо, претендующее на получение ВНЖ, обязано прожить в Абхазии. Из содержания данной нормы прямо следует, что лицо, претендующее на получение ВНЖ, должно постоянно проживать в Республике Абхазия в период с 12 октября 1999 года до 12 октября 2009 года. В таком виде эта норма лишена смысла, т.к. не предусматривает необходимости постоянного проживания на момент подачи заявления о выдаче ВНЖ. Кроме того, в Республике Абхазия проживают иностранные граждане, которые прибыли задолго до 12 октября 1999 г., но не могут быть признаны гражданами Республики Абхазия. Указанный в Законе срок постоянного проживания не учитывает данную категорию лиц. В связи с этим, следует предусмотреть срок проживания, истечение которого позволит иностранному гражданину обратиться с заявлением о выдаче ВНЖ. Например, до получения ВНЖ иностранный гражданин обязан прожить в Республике Абхазия не менее 10 лет.

Необходимо также обратить внимание на категорию лиц, которые не родились, но постоянно проживают на территории Галского района Республики Абхазии. В силу фактических особенностей их статуса, они не должны приравниваться к иностранным гражданам. Необходимо учесть их в качестве отдельной категории в ч. 2 ст. 10 Закона.

2. Аналогичные изменения следует внести в п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона.

3. В ч. 2 ст. 11 Закона, касающейся оснований отказа в выдаче или аннулировании ВНЖ, следует дополнить положением, не допускающим возможность распространения пунктов 5, 6, 7, 8, 10 (с оговорками), 11, 12 ч. 1 на лиц, указанных в п. 1.1. ч. 2 ст. 10 Закона. Такое изменение необходимо в силу фактического статуса данных лиц – они являются укорененными жителями Республики Абхазия, не имеющими иного постоянного места жительства за ее пределами.

4. В п. 3 ст. 12 Закона указывается, что помимо случаев, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а срок действия ранее выданного вида на жительство не может быть продлен либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Республике Абхазия. Указанная норма также не предусматривает особенностей статуса лиц, указанных п. 1.1. и 2 ч. 2 ст. 10 Закона, ее действие в отношении указанных лиц следует исключить.

4. С учетом фактических особенностей статуса лиц (закрепленного в пп. 1.1. и 2 ч. 2 ст. 10 Закона), которые укоренены в Республике Абхазия, и Абхазия является для них единственным постоянным местом жительства, необходимо предусмотреть:

a)     возможность их участия в выборах в органы местного самоуправления, поскольку возникают сложности в формировании органов местного самоуправления в административно-территориальных единицах. Игнорирование этой проблемы будет нарушением ст. 78, 79, 81 Конституции Республики Абхазия;

b)    возможность замещения ими соответствующих категорий должностей государственной службы в районе проживания (необязательно замещающих руководящие должности);

c)     положения о пенсионном обеспечении непосредственно в Законе. Несмотря на наличие соответствующих положений в Постановлении Кабинета Министров от 30 марта 2017 г. №33 «Об утверждении формы бланка документальной книжки вида на жительство Республики Абхазия и его описания, порядка выдачи или продления срока действия вида на жительство Республики Абхазия и формы заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство Республики Абхазия» (п. 4), право на получение пенсионных и иных социальных выплат нуждается в гарантировании с помощью нормативно-правового акта уровня закона. Нерешенным остается вопрос о выплате социальных пособий, выплачиваемых Фондом социального страхования и Министерством труда, занятости и социального обеспечения.

5. Часть 2 ст. 23 Закона должна быть дополнена положениями о возможности судебного обжалования решения об аннулировании ВНЖ и возможности нахождения на территории Республики Абхазии до вступления в законную силу решения суда, если оно не было обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию.

6. Следует уточнить, являются ли слова «разрешение на временное проживание» в ч. 2 ст. 11 Закона ошибкой, допущенной специалистами «Консультант +» или законодателем.

Возврат к списку

Написать обращение