Офис Уполномоченного по правам человека ознакомил журналистов с промежуточными итогами мониторинга парламентских выборов 2022 года
15 Марта 2022

Офис Уполномоченного по правам человека ознакомил журналистов с промежуточными итогами мониторинга парламентских выборов 2022 года
                       Открывая встречу со СМИ, Уполномоченная по правам человека отметила, что в будущем Аппарат подготовит большой отчет о процессе наблюдения за предвыборной кампанией и днями голосований. Однако сейчас есть необходимость поделиться промежуточными итогами проведенного мониторинга, рассказать об имевших место нарушениях, дать оценку процессу.

«Мы считаем, что выборы состоялись и они были проведены в соответствии с демократическими принципами. Но есть и нарушения. В целом участковые комиссии работали в соответствии с нормами избирательного законодательства. Были обеспечены важные демократические права. Говорить о серьезных нарушениях, которые ограничивали бы избирательное право, нельзя. Тут мы можем только сказать о жителях Восточной Абхазии грузинской национальности, которые не имеют документов, подтверждающих гражданство Республики Абхазия, и потому лишены возможности принимать участие в выборах. По нашим данным, во всем Галском районе проголосовали 1148 из 1445 человек, имеющих на это право. Это, конечно, очень маленький процент от числа живущих там людей. Вопрос это очень серьезный, и, надеюсь, новый созыв парламента займется им», – сказала Уполномоченная по правам человека.

Говоря о явке по стране, Асида Шакрыл отметила, что из общего списка избирателей в 133 482 человека проголосовали 68 138 человек, то есть не проголосовали 65 344 человека.

«Большой процент людей решили не участвовать в голосовании. Это их выбор. Но тут надо подумать, почему эти люди не пришли. Отчасти, возможно, причина в том, что в бюллетенях на парламентских выборах, согласно законодательству, не предусмотрена графа “Против всех”, то есть у людей, которые хотят выразить свой протест, нет такой возможности. Тем не менее протестное голосование – тоже выбор. Люди таким образом демонстрируют, что не хотят доверять этим кандидатам свою судьбу на ближайшие пять лет. Это вопрос, к которому обязательно надо вернуться законодателям», – считает Омбудсмен.

Асида Шакрыл обратила внимание, что на парламентских выборах 2022 года шире, чем на предыдущих, были использованы различные механизмы, повлиявшие на исход голосования. 

«Мы встречались с председателем ЦИК, и я спрашивала, поступали ли в избирком какие-то жалобы о нарушениях от кандидатов. Но даже озвученный мной вопрос относительно подкупа и использования административного ресурса в новостном репортаже на АГТРК был вырезан. Меня удивило, почему мы боимся говорить о том, что это имело место. На самом деле всё наше общество знает, как проводилась предвыборная кампания и об этом надо говорить, этому должна быть дана оценка. Иначе мы будем идти по пути, где с каждым голосованием нарушений становится всё больше. В ходе этой кампании было много информации об использовании кандидатами различных форм подкупа избирателей. К нам поступала разная информация о различных нарушениях», – сказала Шакрыл. 

Отдельно Уполномоченная остановилась на подкупе и его формах в ходе прошедшей кампании.

«Мы наблюдали, как почти на всех округах проводились так называемые коммунально-ремонтные работы. Где-то делались дороги, где-то ставились трансформаторы, где-то ремонтировали подъезды, где-то мешками раздавали продовольствие. Это было очень очевидно, и все за этим наблюдали. И надо обратить внимание, что также были случаи и непосредственно финансового подкупа – наши наблюдатели видели в некоторых местах конверты рядом с агитационными листами. Не говорить об этом нельзя. Возможно, нам стоит очень серьезно расписать наше выборное законодательство. В ходе этой кампании мы видели, что ЦИК не реагировал. Возможно, это связано с тем, что люди не приходили и не жаловались. Но и сам ЦИК должен вести мониторинг ситуации. Если кто-то поставит трансформатор, то надо выяснить, кто и на какие деньги. Если починили дорогу – сделать то же самое. Это слишком серьезные затраты. От некоторых кандидатов в эфирах я слышала даже высказывания “почему бы и нет, хоть на выборах сделают дороги”. Но тогда мы дискредитируем всё: принципы, нормы, правила», – считает Омбудсмен. 

Говоря о давлении на избирателей, Асида Шакрыл отметила, что в ряде округов было также замечено следующее: 

«Ситуация такая, что соответствующие органы власти не предприняли адекватных действий, хотя людио таких прецедентах заявляли. Я говорю именно о запугивании людей. Я не буду называть сегодня имена и округа кандидатов, потому что для этого есть соответствующие службы. Но не сказать об этом вообще я не могу – это слишком серьезно. Я призываю журналистов и СМИ реагировать на такие нарушения, если мы хотим сохранить демократию в нашей стране. Не могу не сказать о серьезном использовании административного ресурса. Более того, у нас есть информация, что людей запугивали тем, что их снимут с работы. Эти факты должны быть изучены», – сказала Шакрыл. 

Отдельно сотрудники Аппарата в ходе мониторинга обратили внимание на то, в каких условиях работают члены избирательных комиссий. Выявлено множество помещений, которые не соответствуют нормам для комфортной работы. 

«На многих участках очень холодно – люди с утра до ночи находятся в холодном помещении. Мне кажется, надо изменить отношение к этому и заранее готовить помещения для голосования. Другая серьезная проблема – отсутствие свободного доступа к помещению. Из 23 участков 11 оказались труднодоступными для людей с ограниченными возможностями. То есть люди на инвалидных колясках вообще не могли попасть в эти помещения.

Кроме того, некоторые участки расположены в администрациях сел, а это косвенно всё же может влиять на избирателей и быть расценено как использование административного ресурса, поэтому надо учитывать, что место проведения голосования тоже имеет значение», – заметила Омбудсмен. 

Руководитель Аппарата Уполномоченного по правам человека Саида Шамба отметила, что был установлен еще ряд нарушений.

«В результате беседы с председателем участковой комиссии одного из округов мы обнаружили, что количество предоставленных участку запечатанных бюллетеней составляло 1226, а при пересчете перед открытием участка бюллетеней было 1221. При этом избирателей на участке было 1222. Также на участках были случаи, когда количество членов избирательной комиссии было четным, что не соответствует выборному законодательству страны», – сказала Шамба. 

В ряде округов был зафиксирован факт массовой прописки людей. 

«В том числе речь идет о носителях одной и той же фамилии. В среднем эти прописки осуществлялись от месяца до нескольких месяцев до даты выборов. Мы считаем, что и на это должны отреагировать соответствующие органы. Они могут проверить, где эти люди были прописаны ранее и с какой целью были перепрописаны. Также есть возможность дальше проследить, выпишутся ли они после выборов и пропишутся ли по своим старым адресам. Важно, чтобы после выборов эти вопросы не остались без внимания.

Мы должны избавляться от грязных технологий, которые препятствуют проведению свободных и справедливых выборов», – уверена Шакрыл. 

Отчет о мониторинге будет опубликован на сайте Уполномоченного по правам человека после проведения повторного голосования в ряде округов. 



Возврат к списку


Написать обращение