Публичное осуждение лица до вступления обвинительного приговора недопустимы с точки зрения права

06.04.2021

  • 29 марта 2021 года на официальном сайте МВД РА пресс-службой ведомства был опубликован видеоматериал опроса гражданки РА Алены Тания, 2001 г.р., а также ее отца. Опрос был проведен в рамках доследственной проверки в связи с видеороликом с участием А. Тания, опубликованным 27.03.2021г. в социальной сети TikTok.

  • В видеоматериале пресс-службы, показанном в эфире АГТРК, сотрудник правоохранительных органов в служебном помещении органов внутренних дел в грубой форме ведет опрос, что противоречит п. 2 ст. 9 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РА, в соответствии с которым «сотрудник органов внутренних дел должен давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов».

  • В этом же видеоматериале отец Тания А. (ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993гг.) осуждает поведение дочери, а сама девушка приносит извинения за размещенный в социальных сетях ролик с выказыванием: «Абхазия – это Грузия».

  • Не вызывает сомнения тот факт, что крайне некорректное, не соответствующее реальности, попирающее завоевания нашего народа высказывание Тания А. вызывает справедливое возмущение в обществе. Однако важно дать оценку действиям представителей правоохранительных органов РА.

  • Для принятия мер реагирования со стороны правоохранительных органов, как минимум, должно быть совершено правонарушение. Однако, А.Тания не совершила противоправных действий и не призывала к их совершению. Поступок Тания А. следует рассматривать не с точки зрения правонарушения, а скорее, с точки зрения нарушения морально-этических норм. Следовательно, говорить надо было о моральной ответственности А. Тания.

  • Даже если предположить, что у правоохранительных органов было достаточно оснований для проведения доследственной проверки в отношении Тания А., недопустимо, чтобы правоохранительные органы давали публичную оценку ее действиям до окончания срока проверки и выяснения всех аспектов дела, в том числе, имел ли место факт давления на А. Тания и других обстоятельств.
  • Суждения и выводы о виновности лица до вступления обвинительного приговора в законную силу не имеют юридической силы, они недопустимы с точки зрения права, прежде всего, принципа презумпции невиновности.

  • Сотрудник милиции, осуществлявший опрос Тания А. и ее отца, нарушил ряд принципов и норм, обеспечивающих уважение и защиту прав человека. Кроме того, видеоматериал МВД с публичным осуждением А. Тания сотрудником милиции транслировался на государственном телевидении, что нарушает основополагающий принцип – уважение человеческого достоинства.
  • Из опубликованного видеоматериала непонятно, были ли разъяснены указанным лицам их права, в том числе на конфиденциальность, право не свидетельствовать против себя и своих близких. Очевидно, что лицо, не обладающее специальными знаниями в области юриспруденции, может не знать о них.

  • Следует обратить внимание на тот факт, что гражданка Тания А., в отношении которой ведется доследственная проверка, не имела определенного процессуального статуса, так как в отношении нее не было выдвинуто никаких обвинений. В связи с этим она не могла воспользоваться необходимыми для защиты процессуальными правами - у нее нет адвоката, но в ее отношении уже осуществляется определенный комплекс репрессивных процессуальных мер.

  • Демонстрация материала МВД на АГТРК усилила нападки на А. Тания со стороны общества, тогда как важно было остановить призывы к расправе над ней, что соответствовало бы требованиям законодательства РА.

  • В контексте вышеизложенного, на основании ст. 13 Закона РА «Об Уполномоченном по правам человека РА», ст. 1 Закона РА «О Прокуратуре РА» Уполномоченная призвала Генерального прокурора провести всестороннюю и тщательную проверку по факту публикации видеоматериала, транслировавшегося в эфире АГТРК, содержащего опрос гражданки Тания А. и ее отца, на предмет выяснения правомерности действий сотрудников органов внутренних дел. В частности, дать оценку наличию правовых оснований для проведения доследственной проверки. Кроме того, важно установить, было ли согласие гражданки Тания А. и ее отца на видеосъемку их опроса и его публикацию, были ли разъяснены указанным лицам процессуальные права и другие юридически значимые обстоятельства.

  • Уполномоченная также попросила Генпрокурора предоставить офису Уполномоченного информацию о конкретных мерах реагирования на факты нарушения прав человека и конституционных норм РА со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Возврат к списку

Написать обращение