Заявление Уполномоченного по правам человека в Республике Абхазия, адресованное Председателю Европейского Парламента, Президенту и членам Европейского Совета
21.10.2022 Заявление Уполномоченного по правам человека в Республике Абхазия, адресованное Председателю Европейского Парламента, Президенту и членам Европейского Совета в связи с тем, что Европейский Совет объявил о непризнании российских проездных документов, выданных на территориях, которые страны Евросоюза считают принадлежащими Украине и Грузии.Данным решением Совет Европы предложил еще больше ужесточить политику ограничения базовых прав жителей Абхазии с двойным гражданством (абхазским и русским), включая права на свободу передвижения, на доступ к медицинским услугам и образованию за пределами Абхазии.
Вызывает недоумение тот факт, что, говоря о «неспровоцированной и неоправданной агрессии со стороны России», послы одновременно предлагают наказать тех, кто стал жертвой неспровоцированной и неоправданной агрессии со стороны Грузии, то есть – Абхазию и Южную Осетию. Принимая решение по Абхазии исключительно в контексте российско-украинского противостояния, европейские страны, по сути, полностью закрывают тему грузино-абхазского конфликта, кульминацией которого в 1992 году явилась военная агрессия Грузии против Абхазии.
Мы полагаем, что такая позиция продиктована преимущественно геополитическими соображениями. Она грубо искажает картину недавнего прошлого, вымывает из исторической памяти грузино-абхазскую войну 1992–1993 годов, ее причины и последствия. Подобный подход, по сути, табуирует тему ответственности Грузии за многочисленные жертвы и разрушения военного периода и перекладывает эту ответственность на третью сторону.
Напомним, что военная агрессия Грузии против Абхазии в 1992–1993 годах стала кровавым продолжением политики притеснения абхазского народа, его насильственной ассимиляции, подавления национального самосознания абхазского народа. Эта политика проводилась Грузией или в интересах Грузии с начала XX века, и особенно жестоко – при Иосифе Сталине Ее проявлением стали такие меры, как: понижение политического статуса союзной Республики Абхазия (ССР Абхазия) до уровня автономии в составе Грузинской ССР; массовое переселение грузин на территорию Абхазии, кардинально изменившее демографическую структуру населения республики; фальсификация истории Абхазии с целью обоснования претензий Грузии на ее территорию; запрет на использование абхазского языка и обучение ему; изменение топонимики и другие меры по грузинизации Абхазии.
Скоропалительное признание Грузии в качестве независимого государства в границах бывшей ГССР и ее принятие в ООН и другие международные организации на фоне обострившегося грузино-абхазского конфликта (в 1989 году уже имели место столкновения, повлекшие жертвы с обеих сторон), получение Грузией перед самой войной (после встречи Б. Ельцина и Э. Шеварднадзе в Дагомысе) части советского вооружения в нарушение Ташкентского соглашения – все это освободило Грузию от необходимости искать взаимоприемлемые решения в отношениях с Абхазией и укрепило желание Тбилиси использовать военную силу для достижения поставленных целей.
Преступный характер действий Грузии красноречиво иллюстрируют слова командующего грузинской армией генерала Георгия Каркарашвили, заявившего в телевизионном интервью буквально следующее: «Если из наших погибнет 100 тысяч грузин, то ваших погибнет все 97 тысяч абхазов». Такое заявление следует расценивать как призыв к совершению геноцида в отношении абхазского народа.
Проявлением культурного геноцида стало намеренное уничтожение (сожжение) солдатами грузинской армии единственного государственного архива Абхазии и архива единственного в стране Абхазского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, хранившего уникальные коллекции, рукописи, полевые дневники и иные материалы по истории и культуре абхазов.
Грузинская агрессия привела к тяжелейшим гуманитарным проблемам, одной из которых является проблема беженцев. К сожалению, подавляющее большинство грузинского населения Абхазии поддалось антиабхазской пропаганде и с оружием в руках поддержало войну против абхазского народа. Опасаясь мести своих бывших соседей, они покинули Абхазию накануне освобождения абхазской армией Сухума и всей Восточной Абхазии. При этом следует отметить, что во время войны Абхазию вынуждены были покинуть тысячи абхазов, греков, евреев, русских и представителей других национальностей, поскольку на оккупированной территории грузинская администрация создала невыносимый режим, в котором люди негрузинского этнического происхождения пропадали без вести, подвергались насилию и убийствам.
Сложно найти объяснение тому, что и во время грузино-абхазской войны, и все 30 лет после ее окончания Абхазии отказывают даже в возможности быть выслушанной наравне с Грузией на влиятельных международных площадках, где принимаются резолюции в отношении Абхазии, – речь идет о таких организациях, как ООН, СЕ, Европарламент, ОБСЕ. Нежелание дать слово стороне, пострадавшей от агрессии, не имеет иных объяснений, кроме геополитических.
Очевидно, что решение послов стран ЕС вызвано противостоянием Запада и России. Однако последствия этого решения напрямую скажутся на правах именно тех людей, которые 30 лет тому назад испытали все ужасы грузинского военного вторжения и оккупации, за которыми последовали долгие годы блокады. Бессрочная международная политическая и экономическая изоляция стала, по сути, наказанием Абхазии за то, что ее народ смог защитить свою идентичность, свою землю и свое право на свободное развитие.
Решение послов стран Евросоюза ведет к ужесточению существующего режима изоляции Абхазии.
Лишая граждан Абхазии возможности пользоваться российскими паспортами и не признавая паспорта Республики Абхазия, страны Евросоюза действуют не в пользу прав человека и основных свобод, которые принадлежат всем людям на земле и закреплены в сотнях основополагающих международных документов.
Мы считаем, что хотя бы сегодня народ Абхазии должен иметь возможность предоставить объективную информацию о грузино-абхазской войне 1992–1993 годов. Абхазскую точку зрения в течение долгих 30 лет равнодушно не принимали в расчет, что приводило к одностороннему взгляду, несбалансированному отношению и блокированию поиска конструктивного и справедливого решения конфликта.
Мы выражаем надежду на то, что что международное сообщество сможет выйти из порочного круга дезинформации, несправедливости и бессрочного наказания народа Абхазии, и найдет соответствующие площадки и механизмы защиты прав человека в рамках Европейских институтов, Организации Объединенных Наций или же других международных механизмов с целью восстановления нарушенных прав и свобод граждан Абхазии.